Планирование социологического исследования — проблемы, визуализация плана

Добрый день, уважаемые читатели блога о контент-анализе!

Мне пришла мысль о том, что всё, что описано на блоге — о софте для контент-анализа, о подходах к контент-анализу и пр. не стоит ничего, если не решена очень важная и очень частая проблема: если вы намерены провести полезное, информативное исследование — всегда вначале ставьте ЧЕТКУЮ, ПОНЯТНУЮ, КОНКРЕТНУЮ ЦЕЛЬ. Цель вы будете достигать, вероятно, в несколько этапов: всегда перед началом исследования ставьте ЧЕТКИЕ, ПОНЯТНЫЕ и КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ и не отходите от них ни на шаг. Это актуально и для методов решения задач.

simplicity

Далее — старайтесь в формулировках целей и задач, методов решений и пр. быть максимально КОНКРЕТНЫМИ. На этапе планирования вам нужно создать конкретный ясный план, а не написать толстый философский трактат ни о чем. Сделать это критично важно — возможно, вам потребуется работать над исследованием в паре с кем-либо или с целой командой. Ваши коллеги должны обладать полным пониманием всех составляющих замера, а для того, чтобы не возникло путаницы, алгоритм работы должен быть максимально ПРОСТЫМ и ПРОСТО описанными, даже ПРИМИТИВНО  описанным. Примитивность плана замера в данном случае — большой плюс.

Я уже много раз сталкивался с тем, как исследователи подгоняют цели под результат, начинают исследования даже не поставив цели как таковой, не планируя работу в принципе… Эта проблема распространена намного сильнее, чем может показаться, увы. А план должен быть — и он должен быть ПРОСТЫМ.

Одним из решений задачи конкретизации и упрощения плана исследования является использование майнд карт. Ниже пример майнд карты исследования. Структура может быть любой — лишь бы сразу было видно, что представляет из себя исследование, зачем оно проводится, какие ключевые этапы содержит и пр. Подчеркну еще раз — формулировки и структура должны быть упрощены до такой степени, до какой возможно их упростить! Иначе можете столкнуться с непониманием, неверной трактовкой составляющих исследования вашими коллегами да и сами запутаться. Это может сильно осложнить и даже погубить всю работу…

research x(Кстати, и результаты исследования можно визуализировать в формате mind карт, что обычно и делается в рамках качественных исследований)

Надеюсь, эта заметка будет полезной 🙂

Всего доброго!

 

Print Friendly, PDF & Email

Автор

Алексей Рюмин

Здравствуйте, уважаемый гость блога! Меня зовут Алексей Рюмин. На этом блоге мне хочется поделиться с Вами материалами о контент-анализе. Надеюсь, они окажутся полезными и интересными Вам. Приятного прочтения блога!