Перевод с англ. Автор Колин Джоунз
Знать свой контент [наполнение] – значит любить его. Контент-анализ представляет собой ощутимый сегмент работы любого UX проекта с содержимым актуального сайта. Примерами таких проектов могут являться миграция сайта на новую платформу или дизайн, объединение нескольких сайтов в единый ресурс, сбор материалов сайта для использования на новых ресурсах. Точно так же как вы не можете с успехом взращивать новые растения у себя в саду, так вы не можете и эффективно работать с вашим сайтом, если не стараетесь периодически изучать его, исследовать его работу и содержимое.
Вы должны быть хорошо знакомы с содержимым вашего сайта для того, чтобы судить о его эффективности, понять, как он соотносится с другим контентом ресурса, для того, чтобы принимать решения о том как его использовать и модифицировать, определять потенциал для его улучшения и так далее. Не взирая на длительность реализации контент-анализа, этот подход к изучению контента очень плодотворен. Благодаря ему вы получаете следующие результаты:
- Результаты контент-анализа прозрачны, осязаемы, понятным образом описывают ваш контент, характеристику которого можно получить как в виде текста, так и в виде графиков, таблиц и т.д.
- Контент-анализ предоставляет основу для сопоставления существующего контента, с потребностями посетителей сайта, с контентом сайтов конкурентов, позволяя вам определять сильные и слабые стороны вашего ресурса.
- Контент-анализ позволяет понять лучше свойства вашего контента и определить приоритеты в работе с ним.
- Контент-анализ позволяет определить важные темы контента, корреляции тем и многое другое.
В этой статье будет произведён обзор метода, который поможет вам провести ваше собственное исследование более эффективно.
Избавьтесь от лишнего контента
Обычный метод анализа контента использует принцип, обозначаемый аббревиатурой ROT (Redundant, Outdated, Trivial) (Избыточный, Устаревший, Тривиальный). Обычно, такой контент-анализ представляет лишь часть основного замера, проводимого методом контент-анализа. На этом этапе работы исследователь избавляется ото всего однозначно лишнего и ненужного контента.
В чём же проблема? [суть, полезность, специфика метода]. Многие люди заканчивают контент-анализ на этом этапе. Как нам кажется, здесь он только начинается. В то время как становится понятно, какой контент уже неактуален, неинформативен, исследователь на этом этапе не получает информации о том, какой контент сайта является заурядным, неуместным, противоречивым, не соответствующим бренду, концепции сайта. Для того чтобы получить больше полезной информации про ваш сайт, и, соответственно, принять более эффективные решения в отношении контента, вам предстоит двигаться дальше в освоении метода.
Расширьте ваш инструментарий исследователя
Для эффективной работы вам потребуется несколько больше, чем просто убрать лишний контент. В статье «эвристика контент-анализа» Фред Лайзе приводит следующий набор параметров контента, фокусирующихся на его архитектуре:
- расположение
- дифференциация
- полнота
- чувственное впечатление от информации
- тематические рамки контента
- доступность/понятность
- пути доступа к информации
- оптимальность структуры материала
- содержательность/информативность
- актуальность для целевой аудитории
- актуальность
В статье «повышение качество контента» были описаны основные составляющие качественного контента. Вот их список:
- полезность и актуальность
- чёткость и точность
- полнота
- влияние и взаимодействие элементов контента
- эмоциональность и стиль изложения
- удобство и эффективность поиска
Вот и другие наиболее важные и основополагающие составляющие контента, представленные в других классификациях:
- тип
- формат – например PDF, текст или изображение
- целевая аудитория
- тип бизнеса и предпочтения клиентов
Можно применять и шкалирование для оценки вашего контента по указанным характеристикам.
Иногда необходимо дополнить данный перечень параметров оценки дополнительными элементами, если ваш проект имеет уникальные особенности. Если вам нужно добавить какие-либо параметры оценки – сделайте это.
Использование каждого из представленных выше параметров оценки контента сделает анализ крайне долгим. Вы должны выбрать лишь несколько наиболее подходящих вашему проекту параметров для использования, отбросив остальные.
Ниже представлен пример использования параметров оценки контента нескольких мигрирующих и интегрирующихся сайтов. Первоначально был использован более широкий набор параметров, а в процессе работы стало понятно, что можно избавиться от нескольких из них, что и было сделано.
Полученные данные оказались очень полезными, а краткий обзор результатов будет представлен далее.
Когда контент-анализ произведён вами, имеет смысл представить результаты оценки вашего контента в графическом формате. Вы можете представить результаты контент-анализа в формате синтеза графического и текстового материала. Можете отобразить примеры ключевых проблемных и сильных сторон вашего контента в том же формате. Собрав таким образом материал, представленный в графическом режиме, содержащий описание иллюстраций и выводы/рекомендации по контенту, вы получаете весьма ценный материал для реализации новой стратегии работы с вашим контентом.
Описание контента
Заказчики контент-анализа далеко не всегда согласны самостоятельно изучать полученные вами данные, представленные огромных таблиц, даже если они должны это делать. С большим вниманием и интересом они всегда отнесутся к материалу представленному в красивом графическом режиме и снабжённому кратким описанием. В отчёте вы можете представить сводные таблицы, рисунки, описывающие ваш контент. Ниже для примера размещена диаграмма, описывающая доли контента сайта, представленного в различных форматах.
Для оценки контента сайтов рамках проекта по их интеграции было проведено другое исследование. Ниже представлены его результаты. На диаграммах зелёным указана доля контента среднего качества, синим – высокого и красным – низкого. На большинстве сайтов компании преобладает контент среднего качества.
В одной из недавних публикаций в группе компании Google по контент стратегиям Кристина Гарволсон отметила, что контент-аудит включает в себя как качественные так и количественные составляющие. Приведённые в качестве примеров диаграммы в статьи имеют преимущественно количественных характер. Однако замеры производились и с оперированием качественными данными. Ниже приведён пример работы с качественными данными в рамках контент-анализа. Для того, чтобы эти качественные данные стали более понятны, они снабжены конкретными примерами [речь идёт о самой семантике параметров].
Примеры идентифицированных проблем
Если вы сообщаете клиенту или другом заинтересованному в исследовании лицу, что контент его сайта имеет некоторые проблемы, то ему, безусловно, важно знать, что это за проблемы, и почему они являются проблемами. Контент-анализ позволяет идентифицировать такие проблемы, определить типы проблем контента или другие данные, которые вы хотели бы получить в ходе исследования. Для иллюстрации идентифицированных проблем вы всегда можете легко сделать скриншот с указанием «проблемных мест» контента изучаемого сайта. На представленном ниже рисунке изображён типичный пример неэффективного использования контента, что снижает практически до нуля эффективность его воздействия на целевую аудиторию.
При общении с заказчиком исследования вы должны уметь предоставить много примеров неэффективного использования контента – как на изучаемом ресурсе, так и на сторонних сайтах. Это позволяет убедить заказчика, что его контент в надёжных руках – в руках опытного исследователя контента. Удивительно, как часто заказчик сам не знает о проблемных местах своего контента или просто не помнит о них. Но без проведения контент-анализа едва ли можно было бы получить такую полезную информацию.
Контент-анализ окупает вложенные в него средства. При использовании адекватной проблемному полю замера и грамотной стратегии исследования, при условии обладания должным опытом и чутьём исследователя результаты будут полезны и с успехом использованы в работе с сайтом.
оригинал статьи здесь