Кодирование в качественном анализе: что и как можно кодировать

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе!

Сегодня хочу поделиться с вами третьей частью видео лекций Алана Браймана о кодировании в качественных исследованиях.

Алан Брайман
Алан Брайман

Само видео вставляю ниже. Как и раньше — видео на английском. Как и раньше — даю краткий перевод содержания 🙂

В видео Алан демонстрирует различные классификации видов кодов в качественном исследовании, подходы к идентификации тем.

Прежде всего предлагается ряд вопросов, ответы на которые помогут сформировать коды

Вопросы для формирования кодов по Чармазу (Charmaz, 2003):
  • Что происходит?
  • Что делает человек?
  • Что говорит человек?
  • О чем однозначно говорят эти действия?
  • Какое воздействие контекст ситуации оказывает на актора?

Теперь о классификациях. Начнем с первой:

Коды в качественном исследовании по Лофланду (Lofland)

Что же могут отражать коды? Вот что:

  • Действия, акты (acts) — только короткие события
  • Занятия (activities) — продолжительные по времени действия
  • Мнения (meanings) — то, что направляет действия акторов
    — каких концепций они придерживаются, чтобы «понимать» мир, жизнь и пр?
    — какое значение эти мнения имеют для акторов?
  • Участие (participation) — вовлеченность, участие акторов в действиях/условиях
  • Взаимоотношения людей (relationships)
  • Сама ситуация (Settings) — весь контекст, в котором происходит действие

Вторая классификация:

Что могут отражать коды по Штроссу (Strauss, 1987)? (он же Страусс, он же Стросс — кто как не назовет… (я тоже не в курсе, как правильно))
  • Условия (conditions)
  • Взаимодействия (interactions)
  • Стратегии и тактики
  • Последствия (что случится, если…)

Еще одна классификация

Виды кодов в качественном анализе по Сабатьер (Sabatier, 1986)

Классификация ОЧЕНЬ странная.

  •  Причинная достаточность (соответствие) (causal adequacy) — я хз, что имеется ввиду. Надо будет поискать 🙂
  • Финансовые ресурсы
  • Легальная власть или ограничения
  • Групповая поддержка (политических групп или групп по интересам)
  • Официальные действия
  • Социальные/экономические условия/обстоятельства
Что могут отражать коды в качественном исследовании по Мэйсону (Mason)
  • Буквальность (слова, диалоги, действия, реальные обстоятельства)
  • Интерпретации/мнения (имплицитные нормы, ценности, правила, обычаи, традиции, осознавание феноменов людьми и пр)
  • Рефлексивность (роль исследователя в замере — как его включенность в исследовании сказалась на данных)

Далее рассмотрим варианты идентификации тематик, предложенные в лекции:

Райан и Бернард (Ryan and Bernard, 2003) предлагают следующие признаки проявления тем, требующих прикрепления кодов:
  • Повторения (текстов, слов, мыслей и пр.)
  • Естественное самоопределение тем (in vivo) — респонденты (или авторы текста и т.д.) сами называют тематики («the typology which is used by your respondents» — типология, использованная вашими респондентами — это слова Брайана, прозвучавшие в лекции)
  • Метафоры и аналогии
  • Паузы, отдельные явно демонстрируемые части/сегменты произнесенного/написанного (например, «с другой стороны…» или «а теперь рассмотрим…» и пр.), смена тона и пр.
  • Схожесть и различие
    — постоянное сравнение
  • Лингвистические связи (потому что, после, до, следующие, примеры… и пр)
  • Пропущенные данные (что-то не сказано, не написано)

На сегодня всё 🙂 Продолжение в следующей части о целях кодирования.

Бай!

Print Friendly, PDF & Email

Автор

Алексей Рюмин

Здравствуйте, уважаемый гость блога! Меня зовут Алексей Рюмин. На этом блоге мне хочется поделиться с Вами материалами о контент-анализе. Надеюсь, они окажутся полезными и интересными Вам. Приятного прочтения блога!