Этапы качественного анализа по Алану Брайману

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе!

Сегодня я хочу привести еще один алгоритм проведения качественного анализа. В прошлом посте я также описал алгоритм качественного исследования, теперь хочу показать другой его вариант (хотя, по сути, они очень похожи).

На этот раз алгоритм от Алана Браймана, автора известной книги «Social Research Methods». Этапы качественного исследования взяты из видео, которое вставил в статью.

Алан Брайман
Алан Брайман

Можете посмотреть, но оно на английском, а качество звука оставляет желать лучшего.

Итак, собственно, какой алгоритм качественного анализа предлагает Алан:

Этап 1. Первичный обзор текста

  • Полностью прочитайте текст (тексты)
  • Поймите общую идею текста (текстов)
  • Найдите основные тематики
  • Найдите необычные мысли, события и пр.
  • Сгруппируйте тексты (фрагменты текстов) по категориям актуальным в вашей работе ( это могут быть и демографические характеристики, если они актуальны для вашего исследования, например, пол или возраст)

Этап 2. Повторное перечитывание текста

  • Маркируйте тексты (подчеркивание, закрашивание, обводим кружочками 🙂 и пр)
  • Делайте заметки на полях / аннотации
  • Придумайте значки для кодов и кодируйте те или иные части текста этими кодами (отмечайте, о чем то или иное предложение, абзац, специальными символами, знаками) — это лишь способ поразмыслить над возможным категориальным аппаратом. Подумайте, какие коды были бы актуальны в решении ваших исследовательских задач?
  • Выделяйте ключевые слова
  • Записывайте все аналитические идеи, приходящие на ум по мере изучения текстов

Этап 3. Кодирование текста

  • Систематично кодируйте тексты
  • Определите тематику каждого из сегментов текста (в зависимости от того, что вы приняли за сегмент, то есть за единицу анализа)
  • Попробуйте пересмотреть систему кодов — скорректировать ее, если она не отвечает задачам исследования
  • Удалите дубли кодов и объедините похожие коды
  • Подумайте, как можно было бы сгруппировать коды
  • На этом этапе может быть множество самых разных кодов — не волнуйтесь, на следующих этапах мы решим эту проблему

Этап 4. Соотнесение теории, гипотез и пр. с текстами

  • Кодирование — это только часть анализа
  • Вы должны снабдить результаты кодирования своей интерпретацией
  • Определите, что конкретно имеет высокую важность для респондентов (если это интервью)
  • Найдите и постройте связи между кодами (например, можете визуализировать связи с помощью майнд карт. Вообще существует полно софта, предназначенного для качественных исследований и обладающего функционалом визуализации связей между кодами, так как это, по сути, ключевая составляющая качественного замера. Ну, точнее одна из ключевых…)
  • Выявите связь кодов с исследовательскими вопросами и литературой по вашему исследованию

На сегодня всё 🙂 Наверное, дальше продолжу такие обзоры серии видео-лекций Алана Браймана, благо их полно и они качественные.

Бай!

Print Friendly, PDF & Email

Автор

Алексей Рюмин

Здравствуйте, уважаемый гость блога! Меня зовут Алексей Рюмин. На этом блоге мне хочется поделиться с Вами материалами о контент-анализе. Надеюсь, они окажутся полезными и интересными Вам. Приятного прочтения блога!

Один комментарий к “Этапы качественного анализа по Алану Брайману”

Обсуждение закрыто.