XYZ анализ в контент-анализе

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе! Сейчас будет очень небольшая по объёму статья — небольшая, потому что материал будет очень скромный и созданный специально для этого урока. Мы поговорим об XYZ-анализе и его использовании в контент-анализе. Суть XYZ-анализа очень похожа на ABC-анализ. Метод сводится к идентификации 3-х групп массива — группа X постоянно единым образом проявляет себя в течении выборочного промежутка времени, Y — более вариативна, Z -непредсказуема и практически непрогнозируема. То есть метод используется в прогнозировании событий, например, продаж групп товаров. Группа X наиболее надёжна, Z — максимально ненадёжна и непредсказуема, делать ставку на неё опасно.

XYZ обычно применяют в логистике.  Этот метод также может быть использован и в контент-анализе. Мы можем выявить наиболее стабильные единицы счёта, проявляющие себя постоянно с одинаковой интенсивностью (частотой) — X, менее стабильные — Y, и нестабильные — Z.

Ниже ссылка на таблицу (очень небольшую — больше долго заполнять очень). Очень она учебная, так скажем, данные нереалистичные. В таблице ниже встречаемость слов за год по месяцам.

xyz

Создаём новый столбец — коэффициент вариации. В первой ячейке нового столбца пишем формулу

=СТАНДОТКЛОН.В(B2:M2)/СРЗНАЧ(B2:M2)*100. Другими словами стандартное отклонение делим на среднее арифметическое и умножаем на 100, чтобы просматривать результат в процентах. Диапазон один — вся строка значений — 12 частот одного слова, по разному проявляющих себя в разные месяца.Протаскиваем формулу вниз.

xyz2

Дальше всё просто. Сортируем значения в столбце по возрастанию.

  • Группа X — слова, имеющие вариацию от 0 до 10%. Это стабильно проявляющие себя темы информационного пространства массива текстов.
  • Группа Y от 10 до 25%. Вероятность прогнозирования проявления этих тем, выраженных единицами счёта (словами), средняя. Эти темы достаточно постоянны, но склонны к смене активности проявления
  • Группа Z — всё что от 25% — непрогнозируемые или почти непредсказуемые темы.

xyz3

Ту же самую градацию можно реализовать с помощью метода касательных, описанного в статье про ABC-анализ.

На этом всё! Спасибо за внимание! Жду комментариев, если что-то непонятно!

Print Friendly, PDF & Email

Автор

Алексей Рюмин

Здравствуйте, уважаемый гость блога! Меня зовут Алексей Рюмин. На этом блоге мне хочется поделиться с Вами материалами о контент-анализе. Надеюсь, они окажутся полезными и интересными Вам. Приятного прочтения блога!