Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе!
Мы подошли к четвертой части видеолекции Алана Браймана о кодировании в качественных исследованиях. Так уж вышло, что четвертая часть меня совсем не впечатлила, и описывать ее, полагаю, не стоит. Эта часть о целях кодирования. Однако, в этом посте я расскажу, что всё же понравилось в оставшейся части лекции.
Посмотреть часть лекции о целях кодирования можно вот тут:
Чего-либо полезного и нового в ней не нашел, а посему — перепрыгнул на пятое видео из видеолекции. Из нее кое-что полезное достать можно (все материалы видео переводить считаю излишним).
Итак, пятая часть про форматы кодов — список и иерархию. Эту часть лекции можно посмотреть вот здесь:
Наиболее полезным мне показались перечисленные Аланом составляющие кода — фиксируемая исследователям информация, которую должен включать код. Часто фиксируется только код, не более того. Я полагаю, что сохранять и демонстрировать другим участникам исследования нужно максимум информации об исследовании, в частности мемо, связанное с кодами. Такие записи могут быть представлены в виде мемо или в виде дневника исследования, который описан, например, в монографии Е.Я.Таршиса «Контент-анализ. Принципы методолгии». Кстати, в книге подчеркивается особая важность ведения дневника исследования и приводится фрагмент самого дневника — очень-очень ценно! Полностью солидарен с автором о важности дневника (или ведения мемо). Мысли о том, что обязательно нужно фиксировать все шаги исследования и публиковать их как можно более полно звучат, например, и в книге «Qualitative data analysis. A user friendly guide for social scientists» (Ian Day). Дело в том, что слишком часто в публикациях по результатам контент-анализа не описана процедура его проведения. При этом, она не просто должна быть описана, а она должна быть описана максимально полно (признаться честно, сам описываю ее очень неполно: пора исправляться)
- Название кода (или символ кода)
- Имя исследователя (актуально, если это коллективная работа)
- Дата и время создания или изменения кода
- Определение (описание) кода. Аналитическая идея (цель) этого кода
- Другие заметки о коде. Например:
— идеи и гипотезы о том, как код связан с другими кодами
— информация о том, как текущий код дифференцировать от других, возможно, схожих
Еще в видео есть пусть и часто встречаемая, но всё же, важная информация о том, насколько общи/конкретны должны быть коды. Ниже таблица с достоинствами и недостатками обоих вариантов:
достоинства | недостатки | |
высокий уровень (широкие значения кодов) | Максимально широкая применимость кодов к большинству кейсов | много нерелевантных материалов, неопределенность значений кодов |
низкий уровень (сильная детализация кодов) | Высокая дифференциация значений (по сравнению с кодами высокого уровня), точные определения кодов, легкая идентификация релевантных коду кейсов | Важная контекстуальная информация может быть потеряна, излишняя узость значения (трудно экстраполировать на все необходимые кейсы), слишком много кодов нужно держать в голове в процессе кодирования |
На сегодня всё. Что описывать дальше — не решил. Есть серии видеолекций Алана Браймана про открытое кодирование, есть лекции про более общую тему, в которую открытое кодирование входит — Grounded Theory (тоже Алана Браймана) (обоснованная теория или восхождение к теории). При этом есть бесчисленное множество интереснейшего программного обеспечения для проведения контент-анализа…. Глаза разбегаются, не знаю, за что и хвататься 🙂 Буду рад комментариям и предложениям по новым публикациям на блоге!
Всего хорошего!
Привет Лёша) Дальше ты вот что можешь постить… Изучи профильные программы высшего образования, выяви темы экзаменов и их структуру… И по ним придумай и покажи как решать задачи. Чтобы студенты уже имели навыки. Профили например, бизнес-аналитик и системный аналитик.
Привет, Леша 🙂
Спасибо — хороший совет) На самом деле, очень странно, что у меня половина аудитории — студенты: ведь если студенту задали провести контент-анализ (курсовая, диплом, экзамен, зачет), должны ведь были объяснить, что к чему в ВУЗе…С другой стороны, я очень рад, что на блог заходит много студентов))
Заходило или заходят?) Наблюдается тендеция увеличения трафика?
Я вот не студент, но пристально бы мониторил за постами по данной тематике… Ведь приблизиться по уровню навыков к вышке это дорогого стоит, к тому же и оценил бы этот уровень. Я тебе даже готов сгузить те программы, которые я упоминул.
Трафик растет. Я думаю, и будет расти 🙂 Естественно, сейчас он был ниже, так как были праздники.
Эти программы выложены в открытом доступе?