Зачем кодировать текст? Список или иерархия кодов в качественном исследовании?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе!

Мы подошли к четвертой части видеолекции Алана Браймана о кодировании в качественных исследованиях. Так уж вышло, что четвертая часть меня совсем не впечатлила, и описывать ее, полагаю, не стоит. Эта часть о целях кодирования. Однако, в этом посте я расскажу, что всё же понравилось в оставшейся части лекции.

codingПосмотреть часть лекции о целях кодирования можно вот тут:

Чего-либо полезного и нового в ней не нашел, а посему — перепрыгнул на пятое видео из видеолекции. Из нее кое-что полезное достать можно (все материалы видео переводить считаю излишним).

Итак, пятая часть про форматы кодов — список и иерархию. Эту часть лекции можно посмотреть вот здесь:

Наиболее полезным мне показались перечисленные Аланом составляющие кода — фиксируемая исследователям информация, которую должен включать код. Часто фиксируется только код, не более того. Я полагаю, что сохранять и демонстрировать другим участникам исследования нужно максимум информации об исследовании, в частности мемо, связанное с кодами. Такие записи могут быть представлены в виде мемо или в виде дневника исследования, который описан, например, в монографии Е.Я.Таршиса «Контент-анализ. Принципы методолгии». Кстати, в книге подчеркивается особая важность ведения дневника исследования и приводится фрагмент самого дневника — очень-очень ценно! Полностью солидарен с автором о важности дневника (или ведения мемо). Мысли о том, что обязательно нужно фиксировать все шаги исследования и публиковать их как можно более полно звучат, например, и в книге «Qualitative data analysis. A user friendly guide for social scientists» (Ian Day). Дело в том, что слишком часто в публикациях по результатам контент-анализа не описана процедура его проведения. При этом, она не просто должна быть описана, а она должна быть описана максимально полно (признаться честно, сам описываю ее очень неполно: пора исправляться)

Итак, что же советует записывать Алан Брайман касательно описания кодов:
  • Название кода (или символ кода)
  • Имя исследователя (актуально, если это коллективная работа)
  • Дата и время создания или изменения кода
  • Определение (описание) кода. Аналитическая идея (цель) этого кода
  • Другие заметки о коде. Например:
    — идеи и гипотезы о том, как код связан с другими кодами
    — информация о том, как текущий код дифференцировать от других, возможно, схожих

Еще в видео есть пусть и часто встречаемая, но всё же, важная информация о том, насколько общи/конкретны должны быть коды. Ниже таблица с достоинствами и недостатками обоих вариантов:

достоинства недостатки
высокий уровень (широкие значения кодов) Максимально широкая применимость кодов к большинству кейсов много нерелевантных материалов, неопределенность значений кодов
низкий уровень (сильная детализация кодов) Высокая дифференциация значений (по сравнению с кодами высокого уровня), точные определения кодов, легкая идентификация релевантных коду кейсов Важная контекстуальная информация может быть потеряна, излишняя узость значения (трудно экстраполировать на все необходимые кейсы), слишком много кодов нужно держать в голове в процессе кодирования

На сегодня всё. Что описывать дальше — не решил. Есть серии видеолекций Алана Браймана про открытое кодирование, есть лекции про более общую тему, в которую открытое кодирование входит — Grounded Theory (тоже Алана Браймана) (обоснованная теория или восхождение к теории). При этом есть бесчисленное множество интереснейшего программного обеспечения для проведения контент-анализа…. Глаза разбегаются, не знаю, за что и хвататься 🙂 Буду рад комментариям и предложениям по новым публикациям на блоге!

Всего хорошего!

Print Friendly, PDF & Email

Автор

Алексей Рюмин

Здравствуйте, уважаемый гость блога! Меня зовут Алексей Рюмин. На этом блоге мне хочется поделиться с Вами материалами о контент-анализе. Надеюсь, они окажутся полезными и интересными Вам. Приятного прочтения блога!

Зачем кодировать текст? Список или иерархия кодов в качественном исследовании?: 4 комментария

  1. Привет Лёша) Дальше ты вот что можешь постить… Изучи профильные программы высшего образования, выяви темы экзаменов и их структуру… И по ним придумай и покажи как решать задачи. Чтобы студенты уже имели навыки. Профили например, бизнес-аналитик и системный аналитик.

    1. Привет, Леша 🙂
      Спасибо — хороший совет) На самом деле, очень странно, что у меня половина аудитории — студенты: ведь если студенту задали провести контент-анализ (курсовая, диплом, экзамен, зачет), должны ведь были объяснить, что к чему в ВУЗе…С другой стороны, я очень рад, что на блог заходит много студентов))

      1. Заходило или заходят?) Наблюдается тендеция увеличения трафика?
        Я вот не студент, но пристально бы мониторил за постами по данной тематике… Ведь приблизиться по уровню навыков к вышке это дорогого стоит, к тому же и оценил бы этот уровень. Я тебе даже готов сгузить те программы, которые я упоминул.

        1. Трафик растет. Я думаю, и будет расти 🙂 Естественно, сейчас он был ниже, так как были праздники.
          Эти программы выложены в открытом доступе?

Обсуждение закрыто.